В рамках национального опроса белорусов в 2014 году Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) поинтересовался, как респонденты отнеслись бы к повторению крымского сценария. Отвечая на вопрос «Если бы Россия присоединила к себе всю Беларусь или ее часть, как бы вы действовали?», лишь 14,2% заявили, что сопротивлялись бы с оружием в руках. 47,7% сказали, что стремились бы приспособиться к новой ситуации, а 16,5% намеревались приветствовать эти изменения.
Более свежих данных такого рода нет, поскольку в 2016 году НИСЭПИ под давлением был вынужден прекратить проведение соцопросов, а другие службы не пришли ему на смену. Публикация регулярных независимых соцопросов по общественно-политической тематике прекратилась.
Но проблема в том, что белорусский правящий режим не приветствует инициативу снизу, опасается активных сознательных граждан. А ведь без расширения их слоя, без опоры на них вряд ли будет толк от раздачи оружия ополчению в некий форс-мажорный час.
Еще сложнее обстоит дело с идеологическим обоснованием защиты суверенитета в подобной ситуации. Ведь много лет государственная пропагандистская машина активно ратовала за белорусско-российскую интеграцию.
И вот еще какой момент важен: если гипотетическая инкорпорация Беларуси Россией будет осуществляться не грубой силой, без танков, а с участием привычных белорусских государственных институтов, то проблему в этом увидят единицы. Другое дело, если произойдет раскол элит и кто-то из политических лидеров призовет к активному сопротивлению.
В общем, наверное, не стоит обольщаться мыслью, что лояльные государству белорусы массово начнут защищать суверенитет страны с оружием в руках. Особенно если речь не будет идти о явном захвате Беларуси иностранной армией.