charodeyy (charodeyy) wrote,
charodeyy
charodeyy

Category:

Вечерний кинематограф

Недавно был юбилей Антона Павловича Чехова. Исполнилось 160 лет со дня рождения великого писателя. И мне попался на глаза кинофильм «Степь» — кинофильм русского режиссёра Сергея Бондарчука, снятый в Хомутовской степи в 1977 году по одноимённой повести писателя. Это одна и самых необычных повестей Чехова. И по ней сняли удивительный, невероятной красоты фильм. С одной стороны удивительно чеховское, удивительно точное и в то же время совершенно не чеховское, что-то очень доброе и тёплое. И что ещё есть в этом фильме? В этом фильме есть Новороссия!




Девятилетнего мальчика везут учиться из уездного городка в город побольше, где есть гимназия. Отца у мальчика нет, и везет его дядя – купец, у которого в городе имеется коммерческая надобность. С ними вместе едет его компаньон – старенький священник. Коляска несется по степи, в погоне за крупным местным помещиком, к которому у дяди купца дело.

«Степь» — это, пожалуй, наиболее новороссийский фильм во всем нашем кинематографе. Бондарчук родился в селе Белозерка на правом берегу нижнего Днепра, под Херсоном, а рос в Таганроге. В Таганроге родился и вырос Чехов, а его «Степь» произведение во многом автобиографическое. Бондарчук давно хотел экранизировать ее, проникнувшись поэтикой родного края.

Губерния и города, в которых происходит действие повести Чехов не называет. Но угадать их не сложно, помимо привязки к Таганрогу в тексте есть четкое указание на то, что это степь внутри черты оседлости, т.е. к западу от границ Войска Донского. Еще одна привязка в тексте – один из героев – бывший певчий с Луганского завода. Одним словом, мы в Екатеринославской губернии, к которой до 1886 г. и относились Таганрог и Ростов-на-Дону.

И населяют эту степь очень разные люди: великороссы и малороссы, поляки и евреи, православные, раскольники и сектанты. Эта подчеркнутое многообразие, пестрота такая же отличительная часть ландшафта, как ковыль или поросшие лесом балки.



Но у новороссийского топоса Чехова-Бондарчука есть еще одно измерение, при всей своей, казалось бы, несхожести с каноническим образом, это Русь. Именно так в тексте повести, и именно так у Бондарчука. Выражается это, прежде всего, в принципиальном отсутствии… украинцев.

Есть только малороссы, которые практически не отличимы от великороссов. Усы вместо бороды, иначе вышитая сорочка, да темперамент, вот и все различия. Приглушенные, едва заметные только пристальному глазу. Лишь один раз эта разница артикулируется – в момент конфликта мужик из Луганска называет агрессивного усача «Мазепой». В ответ малоросс вскакивает как укушенный в припадке гнева едва не дает волю рукам, но потом отходит…

Все «народные» песни, звучащие в фильме русские, хотя, казалось бы, песня не меньший маркер украинца чем сорочка. Связующая нить сюжета - белоголовый русский мальчик в кумачовой косоворотке.

А поскольку перед нами Русь, то Русь эта, конечно же, святая. В советском фильме практически все герои-христиане постоянно молятся. В поле, церкви и избе. Кто мимоходом, а кто и подолгу, как наставляющий мальчика старенький батюшка – наверное наиболее позитивный образ священника в советском кино. Одна из центральных фигур – старик старообрядец, типичный «очарованный странник». Вообще образы крестьян в исполнении ведущих советских актеров даже не лесковские, а где-то шмелёвские. Еще один ключевой герой, в исполнении самого Бондарчука – тот самый луганчанин, бывший певчий, мучительно переживающий утрату голоса.

В общем мне кажется, что этот фильм нужно посмотреть хотя бы один раз, кто хочет прикоснуться к Новороссии, остававшейся в чем-то все тем же Диким Полем, за пределами своих портов, шахт и заводов. Этому удивительному краю Великой России, в котором уже можно разглядеть и отблески её катастрофы.

Брат еврея трактирщика, с безумным жаром рассуждающий о социальной справедливости, как уже отмечал Солженицын это будущий комиссар. А кричащий в небеса «скучно мне жить! скучно!!!» вечно агрессивный здоровяк «Мазепа» - будущий типичный атаман петлюровцев или махновцев.

Но в фильме нет никаких прямых намеков на эту грозу. Лишь наше послезнание позволяет вычленить ее отблески. Потому что у Бондарчука совершенно нет никакой вульгарной социологизации, назидательности. Нет, социальный конфликт занимает в общем течении жизни лишь свое законное, скромное, до поры до времени, место.

«Степь» наиболее сложный, наиболее авторский фильм великого режиссера. И он стоит того, чтобы посмотреть его.
Tags: Россия, кинематограф, культура
Subscribe

  • К дискуссиям

    Facebook post Дебаты вокруг Дзержинского - это, помимо всего прочего, постыдное харакири "патриотического сталинизма". Когда сталинисты исходят…

  • Совпатриотические иллюзии

    Facebook post Совпатриотические иллюзии в имперской патриотике Заметил недавно в ФБ: «Странно. Видеть у русских имперских патриотов любовь к…

  • Размышления

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments