
К счастью, тогда инициативные и решительные люди ещё имелись во властных кругах, они же стояли во главе воинских сил, особенно, в Туркестане - что и говорить, мы Туркестаном овладели с помощью лихих и безбашенных Скобелева, Черняева, Колпаковского и др. Правительство, к слову, решило не кипятить ситуацию и Гирс (министр иностранных дел России) сообщил, что русский отряд уйдет без боя, если афганцы сами не начнут его, конечно. Ситуация была не нова: Черняев когда-то без разрешения взял Ташкент, так что прецедент решения проблемы здесь и сейчас уже давно был создан и в Туркестане действовал безотказно.
Так вот и здесь получилось: Комаров выдвинулся вперёд к оазису, встав на одном берегу реки Кушки, а афганцы - на другом. Русские постепенно охватывали войска эмира, параллельно требуя у афганцев отступить из оазиса, но огонь сами не открывали. Тем самым Комаров не нарушал прямого приказа из Петербурга, но и задачу по сохранению оазиса продолжал выполнять. В итоге афганцы первыми открыли огонь и были смяты ответным огнём и последующей атакой, хотя и сражались упорно, надо отдать им должное.
Генерал Комаров получил золотое оружие за храбрость. Всё-таки инициатива не всегда наказуема, иногда и поощряема. Кстати, бой на Кушке добавил масла в огонь русско-британских отношений и лишь благодаря плодотворной работе совместной комиссии России и Британии удалось избежать большой войны. Граница, которая была установлена в ходе работы, до сих был является северной границей Афганистана.