charodeyy (charodeyy) wrote,
charodeyy
charodeyy

Categories:

Начало конца



104 года назад, 4 (17) марта 1917 года, в Петрограде состоялось первое заседание Святейшего Синода после отречения императора Николая II. На нем председательствовал митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и присутствовал только что назначенный обер-прокурор В.Н. Львов. От лица Временного правительства последний объявил о предоставлении Церкви свободы от опеки государства, губительно влиявшей на церковно-общественную жизнь.

С приветственным словом к Львову обратились митрополиты Владимир и Арсений (Стадницкий). Будущий священномученик охарактеризовал обер-прокурора как «преданного сына православной церкви». Новгородский преосвященный говорил о появлении перед Российской церковью больших перспектив, открывшихся после того, как «революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма... Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!» Тогда же из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено царское кресло, которое митрополит Арсений объявил «символом цезарепапизма в Церкви Русской». Предмет мебели было решено передать в музей.

На следующий день Синод издал циркляр, предписывающий чтобы во всех церквах Петроградской епархии многолетие царствующему дому «отныне не провозглашалось». С 7 марта во всех храмах Империи постановлялось «во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего (NB - в прошедшем времени!) дома возносить моление «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея»

9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Послание начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути»

Уже в апреле проявивший полную лояльность Революции, «вышедший из рабства» Синод будет распущен. Не пройдет и года как помогавший выносить «символ цезаропапизма» митрополит Владимир откроет скорбный многотысячный мартиролог новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Историк Николай Тальберг впоследствии писал: «С первых же дней революции, ... когда в храмах Божиих впервые начинали святотатственно возносить молитвы за «благоверное» Временное правительство, ясно было, что Россия докатится и до большевизма, и до проигрыша войны».

Tags: Россия, история, революции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments