«Музеон» в этом отношении демонстрирует крайне удачный пример нейтрализации конфликтного потенциала, заключённого в монументах наиболее одиозным деятелям советского прошлого. Растерянные Дзержинский, Сталин, Калинин, Свердлов и многочисленные Ленины бродят среди босховских чудовищ и чертей "современного искусства", а на них смотрит с неба царь Пётр, символизирующий апостола Петра, держащего свиток со списком грехов и не пускающего советских вождей в рай. Ещё одним местом, которое могло бы стать своеобразным «парком советского периода» является, конечно же, Выставка достижений народного хозяйства, ещё один музей СССР под открытым небом. Со временом, когда в «Музеоне» закончится место на ВДНХ пропишутся многочисленные монументы В.И.Ульянову (Ленину) (из тех которые будут признаны памятниками истории и культуры), К. Марксу, Ф. Энгельсу, В. Володарскому и др..
На месте Ф. Энгельса можно будет установить памятник Ивану III Великому, с инициативой установки которого выступили некоторые деятели науки и культуры. На Воскоесенскую площадь (которая сейчас почему-то называется площадью Революции) можно будет поставить Юрия Долгорукого, чтобы освободить место на Тверской площади для восстановленного памятника генералу М.Д. Скобелеву, герою походов по завоеванию Средней Азии и русско-турецкой войны 1877–1878 гг..
Где можно поставить монумент в честь святого равноапостольного князя Александра Невского? Да, и стоит ли? Нередко можно услышать, что князь никогда не был в Москве (а К. Маркс был, ага, ага), и сама Москва в его времена была чуть ли не "деревней". Деревней Москва в его времена не была, иначе вряд ли он оставил бы её в качестве завещания своему младшему, самому беззащитному сыну, с которого началась линия московских князей, тех самых, кто в итоге собрал из разрозненных княжеств и земель Северо-Восточной Руси, Великороссии, могущественное Московское государство, сбросили иго татар, сами завоевали татарские ханства, положив начало Русскому Царству. Но всего этого не было бы без деятельности самого князя Александра Невского, который сумел отразить агрессию немцев и шведов на Западе и добился на Востоке мира с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом.
Лучшим памятником князю было возвращение к дореволюционному проекту храма в его честь на Миусской площади. Храм был заложен в 1913 году, а в 1915—1916 годах в ещё строящемся храме были освящены первые приделы и начались богослужения. Храм должен был стать вторым Храмом Христа Спасителя, а его открытие – достойным празднованием победы в отечественной войне 1914–1918 гг.. К сожалению, Катастрофа 1917 года помешала завершению проекта, а сам недостроенный храм был снесён.
Идея же установки памятника на Лубянке мне не нравится. Мне в принципе не нравятся монументальные эксперименты в пределах Бульварного кольца. Я являюсь твёрдым сторонником восстановления исторического облика центра Москвы, поэтому, на мой взгляд, самым правильным решением было бы восстановление Никольского фонтана 1835 года работы Джованни Витали.
Почему фонтан?
Во-первых, это красиво.
Во-вторых, это, вообще-то, памятник победе. Фонтан был установлен в честь победы над эпидемией холеры 1835 года. Сейчас, когда мы столкнулись с новой эпидемией, память о тех событиях актуальна как никогда.
В-третьих, фонтан символизирует российскую державу. Четверо юношей, держащих чашу с водой, символизируют четыре главные русские реки: Днепр (!), Дон, Волгу и Неву. Три орла (сбиты при советской власти), сидящих на чаше символизируют присутствие Российской Империи на трёх континентах: в Европе, Азии и Северной Америке.
В-четвёртых, текущая вода символизирует смытие грехов и очищение. Что будет символизировать расставание с наследием ВЧК и превращением ФСБ из наследников "карающего меча революции" в нормальную русскую "охранку", которая карает взявших в руки мечи революционеров.
В-пятых, фонтан сохранился и после восстановления утраченных деталей может быть возвращён на Лубянку.
Кроме того, надо бы подумать о восстановлении исторического облика площади — любой памятник будет ужасно выглядеть на фоне монстрообразного ТЦ "Наутилус" и прочего таджикского барокко, построенного на рубеже XX-XXI вв.. Достойному фонтану/памятнику нужно достойное окружение. Т.ч. надо восстанавливать Китайгородскую стену и церковь Пантелеимона Целителя.