Компании, предоставляющие услуги по размещению российских заказов на китайских заводах, все чаще сталкиваются с тем, что им приходят заявки на покупку сразу всей технологической цепочки «под ключ», чтобы готовое производство перенести в Россию. И если в случае с медицинскими масками и производством антисептиков рост интереса можно объяснить конъюнктурой, то организацию замещающего китайский импорт производства уже можно считать тенденцией. Напомним, что Китай в настоящее время является крупнейшим поставщиком товаров в нашу страну. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в прошлом году объем закупок в КНР превысил 54 млрд долларов — это 22% всего российского импорта в стоимостном выражении. Теперь часть этих средств может быть перераспределена в пользу российских производителей.

Как рассказала «Эксперту» директор компании VM Partners в Китае (разработчик профессиональных решений в области производства в Азии и международной транспортной логистики) Дарья Мушта, сегодня наблюдается явный вектор на импортозамещение, связанный с локализацией продуктов в РФ. Речь идет о российских клиентах, которые раньше покупали товары в Китае, а сейчас планирует производить их в России. В связи с этим растет спрос на закупку оборудования для организации производства.
«У нас увеличился поток заявок, причем в процентном соотношении гораздо больше заявок именно на сырье и оборудование полного цикла, — говорит Дарья Мушта. — Многие готовы вкладываться в локализацию, даже не зная технологии: порой просто приносят и показывают готовое изделие, которое планируют производить». Как правило, это бизнесмены, у которых уже есть налаженный сбыт. Раньше они продавали на российском рынке товары, произведенные в Китае, а теперь налаживают их производство в России.
«Примеры товаров, относительно которых к нам обращаются, — трубки для газобаллонного оборудования высокого давления, оборудование для изготовления пищевых ванн (раковин), оборудование холодной вытяжки с комплектом штампов, — перечисляет эксперт. — Увеличилось число запросов на штампы и пресс-формы для изготовления изделий различного назначения».
По словам Дарьи Мушты, несмотря на рост курса доллара, клиенты увеличивают заказы. Причем как по количеству (простые станки), так и по качеству (опциональные станки, которые идут с размещенным ранее оборудованием). В 2014-м «послекризисном» году подобного не было, как не было и всплеска закупок оборудования. «В этом году “отвалилось” много товарных тем, и люди перешли на российских поставщиков товаров, — поясняет Дарья Мушта. — В связи с увеличением заказов оборудования “под ключ” из Китая мы сейчас работаем над созданием инжинирингового блока для оказания полной поддержки поставкам и запуску производства в РФ и отработке технологии изготовления продукта».
Челябинское предприятие «Промкаскад» в числе прочего выполняет заказы на изготовление различных деталей из металла методом холодной штамповки. Но при этом может поставить заинтересованным лицам и производственную линию для выполнения этих же операций.
«Сейчас очень интересный тренд, — поделился с “Экспертом” глава компании “Промкаскад” Глеб Белич. — Люди все чаще задумываются либо об организации собственного производства, либо о создании отдельных участков на уже действующих предприятиях». Из-за этого растет спрос на консультационные услуги по организации собственного серийного производства (подготовка кадров, создание технологий, выстраивание кооперационных схем — поставщиков, поставка оборудования). Причем, по словам Глеба Белича, это нарастающий тренд — в течение последнего месяца специалистам компании приходится принимать в среднем по три-пять звонков в день от потенциальных клиентов, чего раньше не наблюдалось.
Как объясняет г-н Белич, сегодня можно выделить две категории заинтересованных заказчиков. Первую составляют предприниматели, которые раньше занимались только продажами — покупая товар в Китае и продавая его в России либо оптом, либо через сеть магазинов. Сейчас они столкнулись с тем, что, с одной стороны, стоимость китайских товаров выросла, а с другой — спрос на российском рынке увеличился. И они думают: зачем нам Китай, когда можно организовать свое производство? Вторая категория — фирмы, которые раньше ввозили комплектующие из-за границы (по большей части это компании из сферы строительства и производства мебели, а также приборостроения), а сейчас решили поставить собственные производственные линии. Причем «под ключ»: с обучением персонала, установкой мощностей и всего остального — вплоть до описания схем размещения линий в цехах.
Как рассказывает Глеб Белич, рост числа запросов начался еще в феврале этого года. При этом к такому повороту дел в России оказались не готовы. Впрочем, дело это поправимое, считает он: «В конце концов, если не будет хватать специалистов для выстраивания линий штамповки, пойдем по китайскому пути: будем иногда пользоваться их конструкторскими возможностями». Для того чтобы развернуть свои мощности под растущие заказы на производственные линии, компании нужно примерно три месяца. К тому же необходимые ресурсы уже имеются. «Прелесть Челябинска в том, что здесь много пустующих производственных площадей, — объясняет Глеб Белич. — Площади есть, спрос тоже. Если людям дать более или менее стабильную зарплату, то и проблем с кадрами не будет».
Исполнительный директор компании «ЭЛАТ-Инструмент» (производитель арматуры для сетевых вилок) Константин Долгушин поделился собственным опытом импортозамещения китайской продукции. «Поначалу предполагалось, что доли при производстве будут такими: 20 процентов — собственное, 80 процентов — китайское, — рассказал он. — Но в ходе работы пришлось столкнуться с рядом существенных проблем: высокое колебание спроса в номенклатуре наших изделий (от этого необходимость закупки разных комплектующих), срок доставки (полтора-два месяца), наконец, повышение требований заказчиков к сервису».
Чтобы изменить ситуацию, в компании решили просто купить оборудование в Китае и перенести его в Россию. «Объехав ряд производителей используемых нами деталей, поняв технологию изготовления (производственные циклы, оборудование и так далее), сформировали техническое задание на приобретение “технологического потока” с заданной производительностью и нормой расхода материалов, — рассказывает Константин Долгушин. — Расчет прост: производительность такая же, как у аналогов из КНР, стоимость труда в России ниже, материалы в большинстве своем также обходятся дешевле, чем в Китае, плюс нет затрат на логистику». По его мнению, при расчетах на каждом из этих этапов нужно быть внимательным и не полагаться на авось. Важно собрать именно на месте и в полном объеме всю необходимую информацию, хотя многие ошибочно пытаются экономить именно на этом этапе, не организуя поездок в КНР. Итоговая экономия может оказаться впечатляющей, и российская деталь окажется более чем наполовину дешевле китайского аналога, считают в компании. Постепенное снижение зависимости от поставок из КНР привело «ЭЛАТ-Инструмент» к тому, что теперь расклад прямо противоположный, чем в начальных планах: 80% комплектующих производится в России и лишь 20% — в КНР. Последние события скорость замещения подстегнули, и уже к концу года компания выйдет на уровень 95% собственного производства. «Остальные пять процентов локализовать с точки зрения экономики при наших объемах просто бессмысленно», — объясняет Константин Долгушин.
С тем, что в нынешней ситуации наибольшие перспективы открываются перед отечественными производителями простых и средних по сложности изготовления изделий и деталей из пластмасс, согласен и управляющий группы компаний КЭАЗ (Курский электроаппаратный завод) Ярослав Иванов. «Технология и сырье доступны, изделия габаритные и легкие, что с точки зрения логистики не очень выгодно, — перечисляет он. — В то же время оснастка и оборудование легко завозятся». При этом на самом предприятии к развитию собственного производства шли без лишней суеты, начав этот процесс семь лет назад. Особое внимание уделялось локализации производства низковольтной коммутационной аппаратуры (обеспечивает безопасность линий от коротких замыканий и перепадов напряжения). В результате, по словам Ярослава Иванова, к настоящему времени здесь локализовано 90% ассортимента автоматических выключателей. «Электротехнические изделия, сделанные в России, будут более интересны по цене, если компании не погонятся за дополнительной маржей в связи с подорожанием товаров, полностью зависящих от курса валют, — отмечает он. — Но это решение во многом зависит от позиции и горизонтов мысли собственника и менеджмента».
Доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова Игорь Строганов считает, что подросший доллар (а с ним и китайский юань) в этой ситуации как раз то средство, которое может заставить отечественных предпринимателей инвестировать в российское производство для удовлетворения спроса других предприятий. «Скажем, компания “Сибур” (площадка “Запсибнефтехим”) еще в конце осени 2019-го планировала закончить пусконаладочные работы на своем предприятии по выпуску различных полимеров и выйти на показатели замещения от 85 процентов по полиэтилену до 95 процентов по пленкам и трубам, — напоминает он. — Причем “Сибур” собирался сначала выходить на экспорт этих групп товаров, в том числе в Китай, а уже потом удовлетворять внутренний спрос». Упавший рубль вполне может стать заметным подспорьем в этих планах, так как российская продукция становится конкурентоспособной в сравнении с азиатской и восточноевропейской, а значит, для бизнеса будет разумным вкладываться в производственные мощности и в дальнейшем, помимо удовлетворения внутреннего спроса, — в экспорт.
Снизить зависимость от китайских производителей сырья для легкой промышленности намерены в компании «ВЭА Технолоджи». По словам ее учредителя Виталия Иванова, сейчас в производстве инновационной одежды для путешествий и спорта под собственной торговой маркой Versta используется порядка 90–95% импортных компонентов. Но «здесь и сейчас» совсем отказаться от китайских поставок в компании не готовы. Однако кардинальные преобразования проводить планируют, причем как можно быстрее. В частности, уже намечено строительство двух предприятий, которые будут импортозамещающими в сфере текстильного производства. «Одно будет производить текстильные ленты и ткани, другое — волокна для нетканых материалов, — поясняет Виталий Иванов. — Оба предприятия будут выпускать продукцию, которая в России либо совсем не производится, либо производится в объеме, не превышающем одного-двух процентов от импортируемых сегодня объемов».
По словам гендиректора группы компаний ВПК (разработка, производство, продажа и обслуживание оборудования малой механизации для монолитного строительства и дорожных работ) Владислава Кубасова, к замещению импорта в компании стремились всегда, но сейчас этому уделяется особое внимание. «Наш инженерно-конструкторский отдел сейчас ускорился в поисках возможностей расширения собственного производства, — отмечает он. — Прежде всего речь идет о производстве каких-то мелкосерийных и дорогих изделий. Например, скоро появится пилотный образец станка для резки гибкой арматуры, которая используется в строительстве». Кроме того, в ближайшее время планируется полностью отказаться от импорта корпусных изделий и начать изготавливать их самостоятельно. По словам Владислава Кубасова, в конечной цене готового станка доля стоимости корпуса может достигать 40% и импортозамещение здесь — серьезная экономия.
Если бы еще помогло государство, было бы вообще здорово, но пока вся налоговая база в стране повернута против производителя, считает Владислав Кубасов. «Ставка НДС двадцать процентов — это убийство для производства, не говоря уже о тарифах естественных монополий и различных других прямых и косвенных налогов», — сетует он. Впрочем, г-н Кубасов не отрицает позитивного эффекта от снижения страховых взносов с 30 до 15% для малого и среднего бизнеса, но считает, что этого недостаточно. «Надо еще и НДФЛ на прожиточный минимум обнулить», — предлагает он.