charodeyy (charodeyy) wrote,
charodeyy
charodeyy

Category:

Обычаи Русского Севера

В паломничество на Русском Севере ходили по большей части женщины и девушки, мужчины — много реже. На паломничество шли по разным причинам: неудачное замужество или желание выйти замуж; болезни детей; бесплодие; болезни родственников или собственные; неурядицы со скотиной (необъяснимые смерти, пропажа, болезни, бесплодие).

Паломников уважали и относились к ним с почтением, а по возвращении собирались всей деревней слушать рассказы о хождении, разглядывали принесенные из путешествия святыни и завидовали близким и родственникам: «Замолил и за них грехи».



В паломничество старались ходить весной или осенью, перед началом или по завершении полевых работ. Собираясь в дальнюю дорогу, выясняли, кто еще идет туда же из своей или ближних деревень. В дороге старались не допускать пустых разговоров, не думать о бытовых проблемах, не сквернословить и не осуждать; таким образом, на время отрекались от мирской жизни. Считалось недопустимым ухаживать или заигрывать в пути с противоположным полом, паломники надевали темную одежду. Чаще всего предмет, выполнявший роль пожертвования, нес информацию о несчастье, по поводу которого было предпринято паломничество: «Если голова болит, то повойник носили. У одного сын утонул — он сотенку положил». Больное место иногда обворачивали несколько раз пеленой или полотенцем, предназначенными в жертву, и оставляли у святыни.

«Приношения (жертвы) делились на две категории: те, что оставались у святого места и должны были истлеть здесь нетронутые, и те, что предназначались нищим или хранителю святого места. Например, с рек Устьи, Ваги и Кокшеньги ходили по обету в с. Бестужево и водили туда скотину, если заболела. По народным представлениям, нужно было зайти в реку, и вода исцелит. Одни давали обет зайти в воду по колено, другие — по пояс, третьи — окунуться с головой, в зависимости от тяжести заболевания. Намокшую одежду снимали и пускали по течению. Если заходили по пояс, то реке доставались штаны и юбки, а если окунались с головой — то вся одежда. „А ниже по течению — кто победнее, тот подберет”» (Т.Б. Щепанская)

Вещи, отданные в качестве милостыни, по обету или находящиеся в святом месте, нельзя было снова использовать, красть, присваивать — те, которые относились к первой категории. Приношения были предназначены Богу, а то, что принадлежит Ему, не может быть использовано человеком. Поэтому ходила масса слухов по поводу неизбежного наказания за подобное нарушение.

«Парень был — так он годов 18-ти или 19-ти. Ходил пастухом. И ковдыто сумел сходить на этот колодчик, да кое-что побрал: там деньги оставляли, платки головные, полотенца. И потом стал выпускать коров — и у него ноги отнялись по самые бедра. Говорят, Господь наказал». (записано у Варлаамьевского колодчика на реке Ваге)

Также запрещалось здоровому, сильному человеку брать то, что принадлежало нищему, юродивому или хранителю святого места. Эти люди составляли сакральный мир покаяния. У того же Варлаамьевского колодчика жила когда-то старушка: «Принесут к Варламью-то хозяйки пищу, покушают, а остальное продают. А деньги-то старушке отдавали, Пелагее» (предполагалось скопить на церковь). Однако однажды два бандита обманули старушку: «— Дай нам денег, мы в Медлешах церковь откроем». Деньги взяли, а старушка умерла. «Одного-то Бог наказал — год лежал... А другой-то в сенях замерз. Наказал Бог!»
Tags: Россия, Русский Север, великороссы, православие, этнография
Subscribe

  • Русские идут

    https://t.me/terem_teremok/7592 У разбомбленной автострады шрапнелью обезглавлен бор. Обломки плит и за оградой сожженный немцами собор. Они над…

  • Русь

    Крылья Империи. Ми-8АМТШ над Москвой.

  • Русь

    7 мая 2021 года на АО «ПО «Севмаш» (входит в ОСК) состоялся подъем Андреевского флага на головном корабле проекта «Ясень-М» - атомном подводном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments