«Теперь нередкость то, что молодые мужики уходят на лето в города на заработки и приносят в деревню уменье курить и больше пить. Поэтому же нынешние молодцы не так высоконравственны в своих помыслах, как их отцы и деды. Однако, глубоко печально и то, что на языке молодцов удалых повисли пошлость и грубость.
Кстати, я не могу не упомянуть о том, что молодые безграмотные парни, попадая в столицы и другие большие города, очень скоро усваивают низость нашей культуры: пьянство, курение, разврат».
Беспокойство о судьбе деревни выглядит трогательным, а решение является универсальным и вне временным:
«Мало того, надо всячески поощрять наиболее способных и богатых знаниями учителей, давать им полную свободу действий на поле просвещения деревни... А рабочих в городах законом поставить в лучшия условия, как материальныя так и гигиеническия. И только таким путем возможно — если это нам нужно! — сохранить крайне восприимчивую, детски-нравственную, в общем, северную деревню от городской грязи. Ведь когда парень придет в город не темным, как осенняя ночь, а обученным, узнавшим о необходимости сохранения здоровья, ибо это-то и есть жизнь, которой каждый и всегда дорожить, — уже умеющим в городе свободный вечер использовать для лекций, которыя — слава Богу! —устраиваются и в небольших городах, а не для посещения поганаго трактира или — еще хуже, правительством дозволеннаго, заведения — дома терпимости!!
Вот почему я даже с восхищением смотрел на сохранившиеся до сих пор наши старые нравы вечеринок. Я представляю ужас во всем утонченной культурной барышни, если-бы ее привести на нашу беседу, но я знаю, кто чище: деревенская-ли девка, у которой парень сидит на коленях, девка, которая целуется при всем честном народе, или та «воспитанная» барышня, которая не выносит грубости деревни, но танцует с голой грудью…»
Источник: На вечеринке (в Каргопольском уезде) / Л. Унин // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – 1911. – № 2.
#Русский_Север #Архангельская_область #хозяйство #запискивбукваре