charodeyy (charodeyy) wrote,
charodeyy
charodeyy

Categories:

Памятник Ивану Грозному в Астрахани выбрали поводом для ссоры русских и татар

Самым странным образом обсуждение установки памятника Ивану Грозному в Астрахани превратилось в политический инструмент. Причём используют этот инструмент вовсе не внутри Астрахани. На мнение жителей города стараются повлиять третьи лица, и логичным становится вопрос "Зачем?". Желание жителей Астрахани поставить памятник русскому Царю вызвало возмущение части... татарстанской общественности. И если сначала реплики "Мы против!" звучали лишь в соцсетях, то к сегодняшнему дню существует открытое письмо Всемирного форума татарской молодёжи. Сказанное в открытом письме больше походит на попытку сорвать голосование и отменить установку памятника, поскольку обращались авторы текста непосредственно к губернатору области.



Авторы обращения из числа представителей Всемирного форума татарской молодёжи настаивают, что памятник будет раздражителем, поскольку Астрахань - многонациональный город.

"Здесь веками бок о бок проживали представители разных народов и конфессий, вместе переживая трагические и славные страницы нашей общей истории. Для многомиллионного татарского народа Астрахань - важнейший очаг формирования нации, центр его истории и культуры. При этом фигура Ивана Грозного всегда была и останется для многих народов нашей страны зловещим символом геноцида, бесправия, деспотии, политики конфессиональной нетерпимости и насилия".

Выступают авторы письма от имени "татарской общественности" и "татарской молодёжи", однако трудно сказать, чьи интересы на самом деле представляет объединение. Текст открытого письма и сегодня доступен на официальной странице сообщества в Сети. С 27 декабря в одной из самых популярных соцсетей России пост собрал лишь около трёх сотен одобрений и пару десятков репостов. Для всемирной структуры не так много, впрочем, это лишь мнение.

Надо сказать, на административном уровне Татарстан не высказывался против установки памятника. По крайней мере, власти республики в этот конфликт не включались. С другой стороны, известен пример спора татарских чиновников с калужскими относительно федерального статуса Дня Стояния на Угре. Там примерно та же мотивация, что и у противников установки памятника Ивану Грозному. Власти Татарстана полагают, что Стояние на Угре разобщает народы России.

Пока молчат власти республики, неприятная кампания развернулась в телеграм-каналах. Так, авторы канала "Шалтай-Бабай" писали, что установка памятника Царю "уничтожает честь и достоинство русских Астрахани". Свою лепту в спор внёс и главред "Эха Москвы" Алексей Венедиктов:

"Татарстан против установки памятника Ивану Грозному в честь присоединения Астраханского ханства. Константин Малофеев затевает конфликт", - написал он в личном телеграм-канале, окончательно утвердив общий вопрос - "Кому выгодно это искусственное противостояние?".

Сопредседатель Московского отделения Общества "Двуглавый орёл" Андрей Афанасьев выразил недоумение, почему Астрахани и её жителям дают советы представители других регионов, а местные СМИ это право поддерживают? В том числе он приводил пример такой поддержки.

"Русские составляют 66,7% населения Астраханской области. Татары - 6,6. Но памятник своему Царю (которому татары тоже присягали и служили, кстати) русские поставить не могут. Издание "Бизнес Online", обслуживающее интересы национальной элиты другого региона - Татарстана, оказывает непосредственное давление на ход опроса, подключаются общественники, делаются уже и, по сути, политические заявления. Расстояние от Астрахани до Казани примерно такое же (даже чуть больше, если верить "Гуглу"), как и до Москвы, - отмечает он в своём телеграм-канале. - Какое отношение элиты этого региона имеют к мнению астраханцев, непонятно, но они давят однозначно. Рассказывают про "зловещий геноцид", возможно, скоро заговорят о том, что "русским надо извиниться".

Он отметил, что в этом вопросе - сохранения культурной памяти и русской истории - не должно быть таких противоречий и препон и, безусловно, ангажированного давления.

"Исторически доказано, что в составе войска Иоанна Грозного было огромное количество татар. Те, кто пытается унизить и оскорбить русскую историю и русскую память от лица татарского народа, пытаются нас поссорить", - пояснил сопредседатель Московского отделения Общества "Двуглавый орёл".

Афанасьев подчеркнул, что в связи с такой позицией Казани становится очевидным, что "татарский народ (дружественный и мирный) - это одно, а некоторые представители татарской элиты (продажные и националистические) - это совсем другое".

Директор Центра информационных и социологических программ Фонда изучения исторической перспективы, историк Александр Музафаров в беседе с Царьградом напомнил, что история - понятие более сложное, чем хотели бы некоторые провокаторы.

"Я бы разделял позицию татарского народа, которую никто не выражал, и позицию политической бюрократии, которая спекулирует на этой теме и выступает достаточно активно в оппозиции. С другой стороны, Иван Грозный действительно одна из спорных фигур в нашей истории, и попытка поставить памятник ему где бы то ни было всегда будет вызывать спор. Я напомню, что на памятнике тысячелетию России, который поставлен в Великом Новгороде, фигуры Ивана Грозного нет. Его оттуда лично вычеркнул Император Александр Второй. Несмотря на заслуги Ивана Грозного перед Россией, всё-таки он запомнился по-другому. Поэтому наиболее адекватное разрешение этого вопроса - это именно опрос местных жителей, астраханцев, которым решать, ставить памятник фактическому основателю Астрахани или нет. Что касается исторической подоплёки и попытки представить Ивана Грозного каким-то грозным врагом татарского народа, осуществлявшим в XVI веке геноцид, это будет, мягко говоря, сильное упрощение истории, вернее, её искажение. На мой взгляд, это будет попытка в очередной раз разжечь межнациональные, межэтнические проблемы и использовать для этой цели исторический бэкграунд".

Что касается упрощения и разжигания спора, это "проблема нашего общего исторического невежества и нашего некачественного изучения истории в школе, когда мы плохо знаем свою историю, отсюда у нас к ней такое странное отношение", подчеркнул спикер.

Доктор исторических наук, автор книг об Иване Грозном Дмитрий Володихин добавляет в беседе с "Аргументами недели":

"Всегда есть соблазн подчинить правду факта интересам текущего момента. Судить то, что наше время требует осудить, не глядя на факты. Или возвеличить "полезное", если оно полезно сегодня и сейчас, не думая о завтрашнем дне. Историку вляпываться в такие вещи нельзя, это отлучает его от ремесла... А что касается источников, то тут никаких вопросов нет: синодики репрессированных (списки умерших для поминовения в храмах. - "АН"), составленные по приказу самого Ивана IV, т. е. источники вполне официальные, приводят имена тысяч жертв. Если присоединить к их данным достоверные сведения из других источников, итоговое количество получится примерно четыре-пять тысяч.

Но и опасность чистого "негатива" в отношении Ивана IV и его эпохи очевидна: это отступление от исторической истины. При Иване IV кроме жути кровавой творилось и немало полезного. Например, введение книгопечатания, в чём Иван Васильевич принял участие лично (первопечатник Иван Фёдоров не бежал из России, как многие думают, а был отправлен в Западную Русь с важной книгоиздательской миссией - противостоять напору католичества и протестантизма. - "АН"). Или, скажем, обновление Судебника. Или введение земских соборов. Да и русский народ работал, сражался, просвещался - так что ж теперь, целую эпоху, извините, спустить в толчок? Пятьдесят лет русской жизни? Это абсолютно непродуктивный подход".

После завоевания мусульманского Казанского ханства и штурма его столицы Царь Иван Грозный решил подчинить своему влиянию южного соседа, бывшего противника. Покорение Астраханского ханства позволило бы добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход к Каспийскому морю. Поводом к началу военных действий стало пленение местным ханом Ямгурчеем московских послов в Астрахани.

Весной 1554 года по Волге в сторону Астрахани отправилось войско во главе с князем Пронским. 29 июня 1554 года русский авангард под командованием князя А. Вяземского нанёс поражение головному отряду астраханцев у Чёрного острова (ныне - район Волгограда). После этого Ямгурчей не стал вступать в новое сражение и при приближении русских к Астрахани бежал из города в турецкую крепость Азов. Русские без боя заняли Астрахань. Там воцарился противник Ямгурчея и союзник московского царя - хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве.

Однако в 1556 году этот хан перешёл на сторону давних врагов России - Крымского ханства и Османской империи, спровоцировав этим новый поход русских на Астрахань. Его возглавил воевода Н. Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Л. Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего 2 июля Астрахань была вновь взята без боя.

В результате этого похода Астраханское ханство было полностью подчинено Московской Руси. После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты от набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.

Источник: Царьград
Tags: Поволжье, Россия, история, национальный вопрос, от Руси к России, регионы, русские, татары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment