charodeyy (charodeyy) wrote,
charodeyy
charodeyy

Category:

О том, как работает "современное искусство"...



Прежде всего, необходимо совершенно четко усвоить, что для т.н. современного искусства вообще не существует такой категории классической эстетики, как Прекрасное, так же как для постмодернистской философии не существует такой ценности, как Истина. "Современное искусство" не преследует цели возвысить человека до эстетического идеала и довести до катарсиса. Основная цель типичного актора (ну а как его еще назвать?) "современного искусства" - добиться признания в качестве экстраординарного субъекта, обладающего более подлинным, полноценным и сложным переживанием реальности, чем любой другой субъект.

Поэтому это вам кажется, что вы видите не произведение искусства, а бессмыслицу в лучшем случае и уродство в худшем - на самом же деле ваше восприятие априори ущербно и вы должны смиренно признать, что это уникальный шедевр, да еще и заплатить его создателю за сам факт его созерцания. Наиболее эффективная стратегия такого признания - это скандал, в который автоматически включается сам зритель в одном из двух амплуа: либо "все понимающего" сноба, либо "ничего не понимающего" профана, неизбежно сталкивающихся друг с другом и работающих на самого провокатора, когда сноб начинает приписывать этому "шедевру" все новые и новые глубинные смыслы, а профан оказывается агрессором, придающим создателю "шедевра" необходимый ореол жертвы. Именно "так это работает".

Но "современное искусство" переживает эпохальный кризис - со времен писсуара Марселя Дюшана и всех возможных квадратов Казимира Малевича прошло уже более ста лет, и удивить современного зрителя какой-либо провокацией практически невозможно, если это только не провинциальный (в культурном смысле) неофит, впервые узнавший, что в столицах пестрое "уже не носят". При этом основным потребителем такого искусства остаются видевшие виды снобы, запертые вместе с его акторами в четырех стенах одних и тех же выставочных залов, и никак не способствующие его скандализации. Соответствующие арт-объекты оказываются чем-то подобным сетевым демотиваторам, распространяемым только среди своих и поэтому бессмысленными в качестве демотиваторов.

Поэтому единственный выход из этого исторического тупика - это не просто вынести такие арт-объекты в пространство классического искусства, а именно закрыть собою последнее, окончательно подтверждая расхожий тезис, что модерн всегда паразитирует на классике. То есть если вы не идете на выставку "современного искусства", то "современное искусство" придет к вам. И сделает это в особо хамской форме - заслонив собой именно то, ради чего вы пришли в классический музей, именно то, что наиболее дорого моральному большинству "профанов", и именно в то время, когда это выглядит особенно оскорбительным - во время Великого Поста.

Следовательно, вопрос не в том, насколько прекрасна и катарсична эта "Ветка" (обретшая теперь "новые смыслы"), а в том, как такое хамство оказалось возможным не в каком-нибудь верзилов-центре, а в самой Государственной Третьяковской Галерее.
Tags: идеология, культура, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments